Предлагаем ознакомиться с новым типом аккумуляторов, которые стали доступны для большинства моделей мотоциклов, рассмотрим их особенности и требования к установке
История
При очередной замене аккумулятора мотоцикла перед владельцев возникает резонный вопрос о выборе элемента питания. Если ранее при походе в мотомагазин было достаточно назвать маркировку АКБ и получить взамен точно такой же свинцово-кислотный элемент, то сейчас для одной и той же маркировки будет предложено уже несколько типов кислотных: AGM, GEL, DRY, SLA, а также стал доступен новый тип: литий-ионные батареи.Литий-ионные аккумуляторы включают элементы питания с разными типами химии: с содержанием кобальта, марганца, никеля, алюминия, оксида титана, фосфата железа. Одни из первых типов Li-ion аккумуляторов – литий-кобальтовые, литий-марганцевые и литий-никель-марганец-кобальтовые (NMC). Все они имеют свои преимущества и недостатки. С развитием технологий распространение получили литий-железо-фосфатные элементы питания (LiFePO4). Они также относятся к литиевым аккумуляторам, но из-за значительных отличий от остальных Li-ion элементов питания часто рассматриваются как отдельная категория.
Преимущества
Главными их преимуществами выступает большее число рабочих циклов заряд-разряд, в нормальных условиях эксплутации это 5000-7000 циклов, что позволяет забыть о батарее на несколько лет после установки. При правильной эксплуатации этот срок доходит до 5-8 лет. Таким образом первоначальная переплата на стоимости окупается в период эксплуатации.Второй важный для мотоциклистов фактор – легкий вес. Как пример возьмем типоразмер YTZ7S. Вес свинцово-кислотного почти 2 кг, в то время как вес LiFePO4 немного более 0,6 кг, то есть получаем одну треть от прежнего веса. В чем разница, спросите Вы, ведь мотоцикл сам везет этот вес. А здесь нужно учитывать свои особенности:
- В классе эндуро и кросс между производителями техники идет нешуточная борьба за уменьшение веса байка. Чем меньше вес, тем легче управлять мотоциклом в сложных экстримальных оффроад условиях. Зачастую, очередная попытка снижения десятка-другого граммов веса идет на грани гиперболического падения ресурса механизмов. И здесь такой простой и недорогой способ уменьшения веса без сокращения надежности мотоцикла. Именно поэтому выпускаемые сейчас KTM, Husqvarna, Yamaha комплектуются литиевыми аккумуляторами уже с конвейера.
- В классе спортбайков малый вес также имеет весомую роль в управляемости наряду с аэродинамикой.
- Мотоциклы туристического назначения, выезжающие «на дальняк» забивают кофры под завязку и лишние килограммы от батареи им просто ни к чему.
Возможность установки вместо обычного кислотного
Частный вопрос мотолюбителей – можно ли заменить обычный аккум на литиевый на возрастных моделях мотоциклов без переделки электрической схемы. Ответ – да, при условии нормального функционирования генератора и реле-регулятора. Проверить параметры можно следуя несложной инструкции:Убедитесь перед установкой, что электрическая система вашего мотоцикла функционирует должным образом. Пожалуйста, следуйте инструкциям ниже:
1. Подсоедините красный кабель мотоцикла к положительной клемме, черный кабель к отрицательной клемме и запустите мотоцикл;
2. Подключите кабель мультиметра красный к положительному, черный кабель к отрицательному контактам. Мультиметр покажет напряжение разомкнутой цепи аккумулятора;
3. Этот тест следует повторить при 2000 и 5000 об / мин; Отсоедините положительную клемму аккумулятора от мотоцикла. Мультиметр покажет выходное зарядное напряжение выходящее с генератора мотоцикла. Напряжение зарядки должно составлять от 14 до 15 В. Батарея не будет полностью заряжена, если зарядное напряжение меньше 14 Вольт и батарея может перезарядиться, если зарядное напряжение выше 15 Вольт, любое из этих обстоятельств повредит батарею.;
4. Выключите мотоцикл и выньте ключ. Подключите мультиметр (функция миллиампер) между аккумулятором и кабелем мотоцикла (положительный или отрицательный вывод) последовательно. Затем проверьте потребляемую мощность мотоцикла в миллиамперах, чтобы убедиться, что ток утечки составляет менее 1 мА, когда мотоцикл выключен;
5. Если мотоцикл проходит вышеуказанные испытания, на мотоцикл можно установить литиевую батарею
Диапазон допустимых температур у элементов питания типа LiFePO4 составляет от-30 до +50 °С, саморазряд – до 3% в год. Напряжение в процессе разряда остается практически неизменным. Поэтому по техническим характеристикам LiFePO4 считаются лучшим выбором аккумуляторов для мотоцикла.